Эта книга получила название "Книга перемен", потому что она своего рода ключ к событиям и переменам в нашей внутренней и внешней жизни. Она издревле выступала в роли хорошего советчика, подсказывала как лучше распорядиться внутренними силами - истинными движущими силами жизненных перемен.



"Книга Перемен" стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы. Это понятно, так как библиология и библиография в феодальном Китае были созданы людьми, получившими традиционное конфуцианское образование. Библиографы старого Китая непоколебимо верили традиции (не исконной, но достаточно старой), относившей создание "Книги Перемен" в такую глубокую древность, что никакая другая классическая книга не могла конкурировать с ней в хронологическом первенстве, хотя фактически "Книга Перемен" - вовсе не самый древний из памятников китайской письменности, и это установила китайская же филология. Однако независимо от традиции, независимо от конфуцианства "Книга Перемен" имеет все права на первое место в китайской классической литературе, так велико ее значение в развитии духовной культуры Китая. Она оказывала свое влияние в самых разных областях: и в философии, и в математике, и в политике, и в стратегии, и в теории живописи и музыки, и в самом искусстве: от знаменитого сюжета древней живописи - "8 скакунов" - до заклинательной надписи на монете-амулете или орнамента на современной пепельнице.

Классическая китайская Книга перемен (Ицзин) была написана около трех тысяч лет назад. В книге описаны 64 гексаграммы - символа, каждый из которых состоит из шести горизонтальных черт - "яо". Черта может быть сплошной (что соответствует мужскому началу, или ян), или прерывистой (что соответствует женскому началу, или инь).

Принято также считать, что нижняя триграмма (три нижние черты) относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, разрушающемуся.